Преподаватель вокала Эрика Сытник вывела многих своих учеников в суперфиналисты телешоу, а пятерых и вовсе привела к победе. На ее счету – три победителя проекта «Х-фактор» , победитель шоу «Україна має талант» и победитель программі «Зірковий ринг». В интервью сайту канала СТБ Эрика рассказала о своих методах преподавания, сложностях работы на проектах и, конечно же, о своих учениках.
«РАБОТА С МЭТРАМИ СТАЛА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ШКОЛОЙ»
Эрика, сколько лет вы уже работаете преподавателем вокала?
Лет 10 точно. У нас с мужем своя студия звукозаписи. Конечно, мне всегда хотелось петь самой. Но так сложилось, что постепенно вокалисты стали обращаться ко мне за помощью: просили объяснить что-то, то стать на бэк-вокал, то подпеть… В какой-то момент я поняла, что мне очень просто объяснить человеку, как нужно петь. Я могу найти нужные слова. Если у меня это есть, то почему бы не поделиться? Я получаю от этого колоссальное удовольствие.
Очень интересно было в Москве, где я жила определенное время. Работа с «мэтрами» стала хорошей школой. Когда ты видишь, как, казалось бы, верхушки шоу-бизнеса, работают в поте лица, стараются, творят, развиваются, сама получаешь толчок на будущее.
С кем вы работали в Москве?
Это были 90-е годы. Их уже никто и не вспомнит. Бывало, Евдокимов творил песни у нас в студии. Илона Броневицкая жаловалась на проблемы с сыном, мол, не знает, куда его направить. А нынче он – известный и успешный певец, Стас Пьеха.
А как началось ваше сотрудничество с телеканалом СТБ?
Года 3-4 назад канал СТБ готовил мюзикл, посвященный празднику 9 мая. Эта идея меня увлекла. Но после работы с вокалистами, я поняла, что мне этого мало. Стало интересно, как оно будет смотреться на сцене. Я начала обращать внимание на нюансы, которые могли помешать артистам хорошо спеть, приезжала на площадку и искала пути решения этих проблем. Дальше мне предложили работу в проекте «Україна має талант», за который я с радостью взялась. И, в результате, победила моя подопечная Лена Ковтун, а многие вокалисты вошли в 10-ку.
Следом шел «Х-фактор», во время которого мы буквально поселились в Пуще-Водице. Потом «Танцы со звездами», где на мне была оркестровая организационная работа вместе с вокалистами. Было безумно интересно. Так и затянулось-завертелось.
«КОГДА МОЙ УЧЕНИК ПОБЕЖДАЕТ – ЦЕЛУЮ НОЧЬ ПЛАЧУ ОТ СЧАСТЬЯ»
Каковы же ощущения, когда ваш ученик выходит на сцену и получает звание победителя проекта?
Мне кажется, я радуюсь еще больше, чем они. В тот момент они ведь не осознают, что с ними происходит, а я понимаю. Ту энергетику, которую я держу в себе, я отдаю им. Почему-то мне хочется верить, что это работает. Когда они стоят на сцене – пою вместе с ними. Бывало, зайдет кто-то в гримерку, отвлечет меня, а мой артист в это время на сцене сбился. Тогда я начинаю говорить про себя: «Так, быстренько собрался и сделал все, как надо!» И все получается. Когда мой ученик побеждает, целую ночь плачу от счастья.
Действительно ли каждый человек может научиться петь?
Я неоднократно это доказывала в своей студии. Просто одним это дается быстрее. Музыка – та же математика. Выучить ее тяжело, но «вдолбить» человеку в голову можно. Развить слух, научиться петь – это очень просто. Если мы говорим - то уже издаем звуки. Остается лишь учиться и развиваться. Порой люди, которые начинают с нуля, быстрее усваивают материал, нежели те, кто заканчивал консерваторию. У меня так было с Димой Сысоевым. Бесподобно поет мальчик, но постоянно волновался, правильно ли это делает. Да какая вообще разница? Если тебе нравится, освободись от глупых мыслей и получай удовольствие от музыки, от того, как поешь.
Какую роль играет преподаватель вокала в становлении артиста?
Самую прямую. Плохой преподаватель запросто может все испортить. Мол, нота неправильно спета, а там - «много носа». А, может, в каком-то кусочке песни «много носа» звучало бы очень стильно? Если все артисты будут петь правильно, то они будут одинаковыми, как в школьном хоре. Когда ко мне приходит человек, спрашиваю у него, какую музыку он хотел бы исполнять, как хотел бы звучать. Главное – развивать технику, чтобы человек мог петь абсолютно все. Но все же какая-то «изюминка» должна стать ключевой. И на нее нужно делать акцент.
Победители всех трех сезонов шоу «Х-фактор» - ваши ученики. В чем секрет?
Так получается, что ко мне попадают нереальные таланты, поэтому они и побеждают. Не верю, что я - такая гениальная, взяла и «вырулила» всех в победители. Может, я чувствую какую-то нотку, которую нужно вставить, чтобы это звучало интересно, какие-то нюансы. Мне что-то подсказывает душа, они доверяются мне, и мы это выносим на сцену. Но все же победитель есть победитель, и это целиком его заслуга.
«КРИЧАЛА ТАК, ЧТО СЛЫШАЛА СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА»
Кого из своих учеников вы выделили бы, как самого труднообучаемого, а кого – как наиболее способного?
Мне все равно, труднообучаемые они, или нет. Если у человека что-то не получается - буду сидеть с ним до утра. У моих учеников даже ревность бывает. Они засекают, с кем я и сколько времени провожу (улыбается). На самом деле, если я мало работаю с артистом, значит, у него все хорошо. Я попросту не хочу портить то, что посчитала очень «вкусным» и правильным. Зачем мешать человеку?
Если же я вижу, что у человека сумасшедшие проблемы, понимаю – надо что-то делать, иначе – вылет. Тогда буду работать, пока не буду уверена, что все пройдет «на ура». Был такой случай с Жанной Перегон. У нее были проблемы со здоровьем. И только от случая зависело, сможет она вытянуть ноту. Долго приходилось с ней работать, к тому же, она девушка с непростым характером…
Сложно ли находить подход к участникам разных возрастных категорий?
У музыканта нет возраста. Был у меня и Владимир Иванович, мужчина 72-х лет, который порхал, как мальчик. Были и ребята лет 15-16-ти, которые говорили мне: «манюня моя». А если кто-то обращается ко мне на «вы» - сразу выходит и закрывает дверь. Я не чувствую разницы в возрасте. Юный парень или девушка могут быть гораздо мудрее взрослого человека.
Никаких конфликтов с учениками не возникало?
Нет. Была, скажем так, напряженная обстановка. Когда я вижу, что человек расклеился, и не верит, что пройдет дальше, - включаю все методы, в том числе и агрессивные, лишь бы выбить это из головы. Ласка не на всех действует. Бывало, кричала так, что слышала вся площадка. Но это действовало так, как нужно. Мы ведь все родные люди. Когда проект заканчивается, сидим и плачем до утра. Проходит несколько месяцев, пока привыкаем жить не вместе.
Вы также привели к победе еще одного ученика – Влада Курасова, который занял первое место в проекте «Звездный ринг».
Этот человек занимает огромное место в моей жизни. На кастингах «Х-фактор» в нем заметили некую трогательность, самобытность, и моей задачей было не испортить это, а подчеркнуть. У него была четкая цель, и он твердо к ней шел, хотя после номинации пришлось в агрессивной форме приводить его в чувство. Нашу программу минимум мы с ним выполнили. Он занял третье место. Вскоре начался проект «Зірковий ринг», где мы уже целенаправленно шли к 1 месту, и, в результате, Влад взял главный приз.
Что вам дал опыт работы на телешоу канала СТБ?
Во-первых, это абсолютно другая жизнь, очень интересная. Она мне не то, что нравится, она меня поглощает. Это часть меня, это сумасшедший опыт работы на сцене, который не все артисты себе могут позволить. Это такая ответственность, удовольствие, опыт. Работа – это, когда ты ходишь туда с 8.00 до 18.00. А когда ты будешь находиться там ровно столько, сколько это нужно, значит - это смысл жизни.
Какими качествами должен обладать артист, чтобы добиться успеха?
- Голос, безусловно, играет очень важную роль, но не менее важным критерием является и широкая душа. Нужно что-то горящее внутри иметь, и уметь подать материал так, чтобы зацепило даже тех, кто не понимает этого языка. Это, пожалуй, относится к трудолюбию в какой-то степени.
Вот, например, Высоцкий. У него какие сильные связки! Пусть это не гладко льющийся голос, но я не хочу слушать другой, я хочу именно Высоцкого. Или возьмем того же Челентано. Там в ноту не попал, там в нос спел, да и вообще, против всех правил. А я не хочу слушать другого исполнителя. Не хочу идеального. Личность играет самую главную роль, пожалуй.
Что пожелаете людям, которые хотят стать успешными артистами?
Если вы действительно хотите стать артистами и понимаете, что это за собой влечет, - хочу, чтобы ваше стремление обязательно пришло к той финальной точке, которую вы себе поставили. К успеху. Главное – не останавливайтесь. Как правило, творческие люди очень ранимые и впечатлительные, и сложная ситуация может подавить хорошего, талантливого артиста, мечтающего петь. Будьте сильны духом!
Светлана Панкова, сайт STB.UA